Учет доходов индивидуальных предпринимателей для предоставления мер социальной поддержки
Уважаемые жители города Гуково!
При обращении за назначением мер социальной поддержки (субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, государственного ежемесячного пособия на ребенка, адресной социальной помощи и других видов пособий) граждане представляют ряд документов, в том числе сведения о доходах семьи. Доходы семьи подтверждаются документально. При определении права на получение услуг при исчислении среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от занятий предпринимательской деятельностью.
Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут представить для назначения мер социальной поддержки сведения о доходах, содержащиеся в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, которая заполняется на основании соответствующих первичных документов, к которым относятся, в частности, платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств (приходный кассовый ордер, расчетно-платежные ведомости, банковские выписки о перечислении денежных средств), договора купли-продажи с физическими лицами и другие документы, связанные с установлением порядка и размера оплаты, и иные первичные документы.
Что касается предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, то документами, подтверждающими их доход для назначения мер социальной поддержки, могут являться вышеуказанные первичные документы. При этом в целях, не связанных с налогообложением, в том числе для получения мер социальной поддержки, законодательством не ограничено право ведения предпринимателями учета доходов и расходов в упрощенной форме на основании первичных документов.
Таким образом, подтверждением дохода, полученного индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности, могут являться Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) первичные документы, свидетельствующие о факте получения доходов.
Если предприниматель освобожден от обязанности ведения Книги учета, он вправе разработать иную форму книги учета, включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.
Форма и порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – Книга учета) утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения», в соответствии с которым с 1 января 2013 года отменена обязанность налогоплательщиков заверять Книгу учета в налоговой инспекции.
При этом, Книга учета по-прежнему должна быть прошнурована и пронумерована: при ведении в бумажном виде - перед открытием Книги на очередной год, а при ведении в электронном - после вывода на печать по окончании года. Количество страниц в Книге заверяется исключительно налогоплательщиком (подписью руководителя и печатью организации либо подписью индивидуального предпринимателя).
Если налогоплательщики по каким-либо причинам временно приостанавливают свою предпринимательскую деятельность (частную практику), соответственно, доход они не получают, а значит, исчислять и платить налог им не нужно. Подтверждением отсутствия доходов может служить декларация по НДФЛ с нулевыми показателями по деятельности («нулевая» декларация), подтверждающая факт отсутствия дохода в расчетный период.
В случае если после учета первичных документов образуется сумма, размер которой ниже уплаченного налога, в доход следует учитывать сумму прибыли (доход – расход), без учета уплаченных налогов.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Проверка представленных сведений о доходах осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Книга учета предназначена для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах. Поэтому хозяйственные операции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, должны подтверждаться первичными учетными документами. Исправление ошибок в Книге учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.
Расчет дохода индивидуальных предпринимателей в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, без учета уплаченных налогов.